Если перед вами особый ребёнок! Рекомендации к действию.
1.“Особые” дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности.
2.Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него непонятна и не полезна.
3.Прежде всего обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно, – что он может. Именно это – основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.
4.Не стоит решать за “особого” ребенка, что он способен сделать, а что нет. Пусть он учится определять это сам; в том числе, на собственных ошибках. Как и все мы.
5.Всем людям периодически нужна помощь. Некоторым иногда хочется ее оказать. Но не все и не всегда знают, как это лучше сделать. Поэтому спрашивайте ребенка с особенностями (конечно, если вы с ним понимаете друг друга), нужна ли ему помощь, и если да, то в чем и какая.
6.Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним – но не вместо него!
7.“Особые” дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь… Не упускайте эти возможности, – не прячьте их/не прячьтесь от них!
8.У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям – за очень редкими исключениями – можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии “необычного” ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.
9.Физические отличия от основной массы людей не помешают ребенку с особенностями стать здоровой личностью. Но снисходительное отношение окружающих может сделать из него личность-инвалида.
10.Все люди разные. Одним “медведь на ухо наступил”, у других “руки не из того места растут”, у третьих “память дырявая”, у четвертых – нестандартный набор пальцев, пятые ходят только с палочкой… – и при этом все они могут быть счастливы!