ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Ошибки родителей во время игр с ребенком с аутизмом - Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "БЕЛЬСКО-УСТЬЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ"

Ошибки родителей во время игр с ребенком с аутизмом

Возможные ошибки родителей во время игр с ребенком с аутизмом


Дети с аутизмом, как правило, затрудняются в игровой деятельности. Очень многие из них вообще не играют с игрушками. Некоторые берут и тут же бросают игрушки, осуществляя механический перебор предметов. Некоторые имеют привязанность к конкретной игрушке, но осуществляют механические, стереотипные движения с ней. Родители стараются играть с ребенком, но часто сталкиваются с большими затруднениями. Попробуем рассмотреть некоторые ошибки, которые допускают взрослые в организации игровой деятельности ребенка с аутизмом.

1. Часто взрослым кажется, что навыки игры появятся сами собой, спонтанно. Игра детей действительно развивается спонтанно и проходит несколько конкретных этапов. Дети с аутизмом, как правило, не проходят эти этапы или «застревают» на одной из ранних стадий.

Сначала надо научить ребенка умению удерживать некоторое продолжительное время игрушку в руках (не осуществлять спонтанный перебор и разбрасывание всех игрушек, которые попадают в поле зрения). Далее научить игровым манипуляциям с конкретной игрушкой: если ребенок заинтересовался чем-то, надо показать, что с этим можно делать. Например, куклу можно положить в кроватку, взять на руки, покачать, спеть песенку, покормить, повозить в коляске и т.п. Начинать с одного, двух действий, постепенно расширяя спектр игровых действий. На следующем этапе пытаемся предложить игру с сюжетом. Например, кукла проснулась, сейчас мы ее оденем и пойдем в гости к мишке.  Необходимо целенаправленно учить ребенка с аутизмом игровым навыкам, чтобы он смог перейти к спонтанной игре.

2. Многие родители недооценивают роль игры в развитии ребенка. Они часто используют игру для того, чтобы учить ребенка каким-то другим навыкам (например, речевым навыкам, признакам предметов). У детей с аутизмом есть базовый дефицит игровых навыков, для того, чтобы научить ребенка с аутизмом играть, нужно целенаправленно и регулярно учить его именно играть с игрушками, а не чему-то другому.

3. Родители часто отказываются от игры, аргументируя тем, что ребенку это не надо или ему не нравится. Для детей с аутизмом символическая игра – это очень сложная деятельность, так что ребенок скорее захочет делать что-то другое, а не играть. Например, ребенок может с большим удовольствием раскручивать колеса машинки, но ему не интересно отправить машинку «на заправку». Так что первая задача родителей состоит именно в том, чтобы сделать игру весельем для ребенка! Для этого важно, чтобы родители проявляли восторг языком тела и словами, много улыбались, смеялись и хвалили ребенка.

4. Игра с ребенком на слишком «продвинутом» уровне. Предъявляемые требования к игре ребенка должны соответствовать его возможностям. Все действия на начальном этапе должны быть легкими, чтобы ребенок почувствовал ситуацию успеха. Использовать в работе правило +1: добавляем одно новое действие к уже хорошо знакомым. Если ребенок только научился удерживать игрушку и выполнять с ней 1- 2 действий не стоит от него требовать развернутой сюжетной игры.

5. Авторитарные действия взрослого во время игры. Это критически важный элемент совместной игры – копировать уместные игровые действия ребенка. Директивный стиль – это, конечно, хорошо, но не менее важно подражать ребенку и следовать за ним. Вам важно научиться балансировать оба подхода. Если ваш ребенок положил кубик на кубик, сделайте то же самое. Достройте кубики до «дома» или устройте «падение» башни – дополните действие ребенка, моделируя для него новый навык.

6. Постоянное переключение внимания ребенка. Иногда бывает необходимо переключить внимание ребенка, если он «застрял» на одном действии или на повторяющемся поведении, но в целом, старайтесь держаться того, что делает ваш ребенок. Постоянная вовлеченность в действия с игрушками и другими людьми и координация таких действий – это важный навык для детей с аутизмом и над ним важно работать. Это не гонка, не старайтесь сделать как можно больше всего за одну игру. Будьте терпеливы и терпимы к особенностям ребенка – постепенно расширяйте его интересы, а не пытайтесь переключить его на что-то другое. Получайте удовольствие от игры по одному и тому же шаблону – просто постепенно меняйте или расширяйте этот шаблон.

7. Чрезмерные и навязчивые подсказки. Игра – это не подходящая ситуация для подсказки «рука на руке» и строгих речевых инструкций («положи кубик сюда, поставь поезд вот сюда»). Вместо этого следите за тем, что привлекло внимание ребенка, затем пытайтесь удержать это внимание, показывая что-то, что связано с интересом ребенка. Вместо инструкций просто комментируйте свои действия и действия ребенка («Ой, куколка хочет есть! Ням-ням!»).

8. Чрезмерная конкретика. Если ребенок сделал что-то необычное и проявил воображение – поддержите это, не надо добавлять практических соображений. Если ребенок решил «съесть» кубик, не надо объяснять, что «кубики не едят». Лучше тоже начните «есть» кубик и скажите: «О, ты ешь бутерброд, а я буду есть котлету!»

9. Отсутствие сюрпризов во время игры. Во время каждой игры, даже если она со строгими правилами и однообразная, следует включать что-то неожиданное. Это называется «нарушить» сценарий игры. Например, если мышка всегда прячется в домик, то сегодня в домике окажется кошка! Изображайте преувеличенное удивление и смейтесь вместе с ребенком. Это лишний повод для радости, контакта глазами и взаимодействия. Это также развитие навыков решения проблем.

10. Ребенку позволяется избегать игры. Хотя важно следовать за ребенком и подражать ему, нельзя допускать, чтобы ребенок просто не играл. Так что если вы предлагаете ребенку игру, он должен хоть как-то поучаствовать. Помните, речь идет об одной из базовых проблем при аутизме, так что ничего удивительного, если у ребенка возникают сложности. Это не повод отказываться от игры, важно снова и снова пытаться вовлечь и мотивировать ребенка на игру.

Хотя для родителей такая игра – это «работа», мы надеемся, что эти рекомендации помогут играм стать более приятными для всех сторон. Чем веселее вам обоим, тем лучше для развития мотивации и социальных навыков ребенка. На старт, внимание, ИГРАТЬ!

Go to Top